Я - Anti-Orange!
Уважаемые участники форума!
Сайт "Я - Анти-Оранж" переехал по адресу anti-orange.com.
Там же находится новый форум.
Данный форум работает в режиме архива, все функции, кроме чтения отключены.

Мифы о СЭЗах бьют по Донбассу

 
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Я - Anti-Orange! -> Украина - не Майдан
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Bagira

Участник


Зарегистрирован: 25.02.2005
Сообщения: 513
Откуда: Донбасс

Сообщение Мифы о СЭЗах бьют по Донбассу  |    Добавлено: Вс Мар 27, 2005 6:19 am
Ответить с цитатой

Адрес статьи: http://zadonbass.org/news/message.html?id=12713
Мифы о СЭЗах бьют по Донбассу

Передовица | 26 марта 2005г. | 14:29


Борис Колесников: "Инвестор не станет рисковать вложенными средствами ряди сомнительной выгоды от нарушения закона"

В 1998 году Верховная Рада приняла Закон "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области". Главной его целью было преодолеть глубочайшую экономическую депрессию территорий, связанную с закрытием (реструктуризацией) шахт. Сейчас Донецкий регион занимает одно из последних мест в Украине по уровню безработицы, а по уровню средней зарплаты - вторую позицию после Киева, который, между прочим, имеет специальный статус и особые права. Однако теперь в адрес тех городов и районов, которые пользуются льготным налогообложением, слышна исключительно критика. Обитатели высоких кабинетов заявляют - СЭЗ и ТПР необходимо ликвидировать. С этим решительно не согласен председатель Донецкого областного отделения Партии регионов, председатель Донецкого областного совета Борис Колесников.

- Борис Викторович, чтобы разобраться в нынешней ситуации, надо, наверно, вспомнить историю возникновения специальных экономических зон и территорий с приоритетным развитием. С чего все начиналось?

- Еще в 1990-х гг. перед региональной элитой Донбасса встал выбор: переложить бремя соцобеспечения шахтеров, уволенных с ликвидированных государством убыточных шахт, на Киев или, получив определенные налоговые льготы, самим решить эту проблему. Мы выбрали второй вариант. Благодаря полученным льготам в СЭЗ и ТПР, проблему занятости населения мы решили.

Многое делалось впервые, поэтому были и ошибки. Мышление ряда чиновников, ответственных за эффективность СЭЗ и ТПР, действительно работало по формулам "льготы есть - инвесторы сами придут" либо "есть льготы - есть возможность украсть". Их действия требуют анализа со стороны фискальных и правоохранительных органов. К примеру, целиком справедлива критика СЭЗ "Азов", которая, за исключением судоремонтного завода, не стала центром привлечения крупных инвестиций.

Но гораздо больший удар по инвестклимату Донбасса нанесли и продолжают наносить мифы о наших СЭЗ и ТПР. Они рождаются вне Донбасса и главная их цель - снизить или вообще ликвидировать конкуренцию со стороны донецких предприятий.

- Если можно, подробнее о мифах...

- Миф первый: процесс допуска в СЭЗ и ТПР непрозрачен, а потому "чужие здесь не ходят".

На самом деле, одними из первых в Донецк зашли американская компания Cargill и днепропетровское мясоперерабатывающее предприятие "Возрождение". А один из лидеров ГМК Донбасса - Донецкий металлургический завод - пример успешного сосуществования предприятия со 100%-м иностранным капиталом "Истил-Украина" и местной компании.

За время работы Совета по утверждению инвестпроектов не было ни одной жалобы со стороны потенциального инвестора о дискриминации или коррупции. Чтобы отбросить все обвинения о непрозрачности допуска в СЭЗ и ТПР, областная власть готова создать открытый для общественности реестр акционеров предприятий-участников.

- И все-таки количество иностранных инвесторов, зашедших с проектами в область, невелико...

- Знаете, это проблема не одного лишь Донбасса. ТПРы и СЭЗы могли лишь усилить мотивацию для входа зарубежных транснациональных компаний. Но если иностранцы даже под такие условия не пошли, значит, что-то не так в рамках страны, а не региона. Не инвестируют, потому что не доверяют.

- Хорошо, с первым мифом разобрались...

- Миф второй: льготы. Якобы СЭЗ и ТПР - абсолютно неэффективны, а их деятельность прочно связана с криминалом.

Здесь нужно сравнить цифры. С 1999 г. субъектам, работающим в СЭЗ и ТПР Донецкой области, государство предоставило налоговых и таможенных льгот на $1,3 миллиарда. Однако благодаря им в экономику региона и страны по 179 инвестиционным проектам удалось привлечь $2,82 миллиарда. На очереди реализация еще 37 одобренных проектов стоимостью $1,48 миллиарда (если, конечно, инвесторы из-за начатой кампании против СЭЗ и ТПР их не свернут). Это - первое.

Второе. Чтобы говорить о криминале, надо представлять реальные масштабы деятельности СЭЗ. Вот, к примеру, факт, о котором скромно умалчивают противники специальных экономических зон: в режиме СЭЗ в Донецкой области работают всего два предприятия - "Норд", производящий бытовую технику, и "Відродження" - по переработке мясной продукции.

Что же касается территорий приоритетного развития, то это более двухсот проектов в городах и районах области, куда инвестор пришел и на собственные средства построил высококлассные предприятия с новейшим оборудованием, создав рабочие места и предоставив людям работу. Там средняя зарплата составляет 1008 гривен, что в 1,5 раза выше, чем по области, причем задержек с ее выплатой никогда не было.

Деятельность этих предприятий абсолютно прозрачна. Не станет инвестор рисковать вложенными средствами ради сомнительной выгоды от нарушения закона.

Миф третий: льготами пользуются только мясопереработчики и никакими высокими технологиями в ТПР и СЭЗ не пахнет.

Скажу лишь, что их 216 проектов, которые реализуются в рамках Донецкой области, только 7 - это мясопереработка. Все остальное - это новые цеха, новые производственные линии, новое оборудование в металлургии, угольной, пищевой, строительной промышленности. Кстати, именно на территории нашего региона реализуется единственный инвестпроект в сфере медицины - это офтальмологическая клиника "Лазер плюс".

- Но кому, в таком случае, выгодно культивировать мифы? Кто автор?

- Из опыта, после столкновения с первой волной компромата, которая исходила в 2003 г. от ряда чиновников и компаний-лоббистов, якобы близких к якобы "продонецкому" правительству Януковича, могу предположить, что именно они и стоят за передачей новому Президенту неверной информации о 400 млн. грн., "потерянных" на льготах Донбассу. Особенно много этих лоббистов вокруг Минэкономики, чиновники которого при смене каждого правительства стараются найти "стрелочников" или "вредителей", ответственных за невыполнение экономических планов и срыв прогнозированных успехов. СЭЗ и ТПР - удобная мишень, поскольку любой экономист согласится с простым тезисом о вреде преференций для развития рыночных отношений.

Да, на начало 2005 года баланс поступлений в бюджеты и предоставленных льгот в СЭЗ и ТПР имеет отрицательное сальдо (-3,96 миллиарда гривен). Однако, если вычесть из льгот 4,72 млрд. грн. льготы по таможенной пошлине при импорте мясного сырья, получится положительное сальдо в сумме 0,76 млрд. грн. Подумайте сами: государство стремится получить на уплате ввозной пошлины в 2,5-3 раза больше, чем стоит сам продукт. Можно поинтересоваться, сколько в страну ввезено мясного сырья с уплатой пошлины в таком размере? Уверен, что при самом скрупулезном подсчете этот показатель не превысит нуля.

"Мясной вопрос" настроил против нас и Минагрополитики, через которое достаточно известные компании на рынке мясопродуктов пробовали в прошлом правительстве диктовать, какую квоту донецкие мясопереработчики должны получить на общеукраинском рынке. Теперь, похоже, главе государства предлагают еще более "простое" решение: отменить льготы и вообще наказать "закононепослушных" донецких инвесторов.

Ответную реакцию спрогнозировать несложно. Нет сомнения, что инвесторы обратятся за защитой в международные судебные инстанции. Ситуация напоминает кампанию правительства Лазаренко против совместных предприятий, когда поспешили "запретить" льготы СП за полтора года до конца срока их действия. И инвесторы, и государство (в результате судебных исков от СП) потеряли тогда миллиарды долларов.

Чем это чревато для Украины, ее бюджета, а главное - ее государственного имиджа, догадаться совсем уж просто. Недогадливым же могу объяснить.

Прежде всего, возрастанием недоверия к Украине, как это уже случилось с Грузией, которая, отказавшись от СЭЗ и ТПР, моментально потеряла 40% инвестиций. Еще большей тенизацией экономики. Потерей экономической самостоятельности и собственной экономической безопасности регионов и кризисом в регионах и субрегионах с моноотраслевой структурой экономики. Многомиллионными потерями для бюджета, ростом безработицы и, наконец, уничтожением некоторых отраслей промышленности вследствие потери ими конкурентоспособности.

Кстати, те, кто призывает к немедленной ликвидации СЭЗ и ТПР, почему-то не приводят результаты ни одного макроэкономического исследования, которое показало бы, как это повлияет на экономику и бизнес-климат страны. Что самое возмутительное, никто из министерств и ведомств никогда даже и не пытался подсчитать комплексный эффект от льготного налогообложения (так называемый эффект мультипликации и косвенной оценки). А ведь это нормальная мировая практика. И в Донецком регионе это сделали.

Так вот. В результате деятельности всех инвестиционных проектов государство дополнительно получило доход в виде налогов и обязательных платежей в размере 9,8 млрд. грн. Работникам выплачено 2,7 млрд. заработной платы, а сами предприятия в виде амортизационных отчислений и прибыли, уплатив налоги, получили 5,4 млрд. грн. на развитие производства и пополнение оборотных средств. Сложив эти три величины, получим 17,9 млрд. грн., что почти в 3 раза превышает сумму предоставленных льгот.

Для Донецкой области ликвидация СЭЗ и ТПР приведет к тому, что уже в этом году она, согласно расчетам Управления областной госадминистрации по развитию территорий Донецкой области, недополучит 335 млн. грн. инвестиций (в том числе 115 млн. иностранных вложений) и не сможет создать, как это запланировано, новые рабочие места.

- Да, перспективы не радужные. У Вас есть свои предложения? Есть какая-либо альтернатива?

- Безусловно. Необходима модернизация льгот и аудит уже работающих в льготном режиме проектов.

Но главное - Кабмину надо всерьез задуматься над налоговой реформой, чтобы сделать инвестиционно-привлекательными не отдельные территории Украины, а всю страну.

Полина Андреева.
("Регион Донбасс")
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
За Януковича!

Участник


Зарегистрирован: 24.03.2005
Сообщения: 212


Сообщение  |    Добавлено: Вс Мар 27, 2005 4:42 pm
Ответить с цитатой

Кинах раскритиковал ликвидацию СЭЗ

Подробности [27.03.2005 14:04]

Первый вице-премьер-министр Украины Анатолий Кинах считает, что ликвидация стимулов, предусмотренных в специальных экономических зонах, вызовет снижение доверия инвесторов к Украине.
Отвечая на вопрос, почему во время голосования только 5 депутатов из 17 членов фракции Промышленников и предпринимателей Украины поддержали изменения в государственный бюджет, Анатолий Кинах отметил, что, к сожалению, в одностороннем порядке ликвидированы те стимулы, которые были в специальных экономических зонах, территориях приоритетного развития.
Это вызовет негативную реакцию инвесторов и будет снижать их доверие к Украине как к государству, которое непредсказуемо и не формулирует прозрачные долгосрочные правила игры. И мы уверены, что все вопросы, которые касались изменений правил игры, условий промышленно-предпринимательской деятельности, включая социальную защиту, мы должны были перед рассмотрением государственного бюджета обсудить в диалоге власти и бизнеса. Включая механизмы социального партнерства, где речь идет, например, о политике минимальной заработной платы, что также влияет на конкурентоспособность нашей продукции и финансовое состояние предприятий.
Он отметил, что безусловно, у нас есть очень серьезные проблемы, касающиеся такого позорного явления как бедность украинских граждан. И это нужно преодолевать через реальное повышение пенсий, заработной платы, помощь многодетным семьям, пенсионерам, ветеранам, инвалидам. Но все социальные выплаты должны опираться на эффективную работающую экономику, на создание новых рабочих мест, на повышение конкурентоспособности украинской экономики. Однако, к сожалению, эта часть очень мало учтена в окончательном содержании Государственного бюджета Украины на 2005 год, - отметил Анатолий Кинах.
Первый вице-премьер сказал, что наоборот, мы видим там (в бюджете-2005) усиление фискального давления. Мы не решили проблему НДС, включая его криминализацию и отсутствие четких механизмов возвращения негативного сальдо. Это, по сути, разрушает финансовую систему государства и предприятий. Мы, по сути, перечеркнули очень серьезные позитивные направления, которые были в законе об инновационной деятельности.
Анатолий Кинах сказал, что для того, чтобы выполнять бюджет, вышеупомянутые проблемы нужно будет решать, ища оптимальные решения на основе диалога власти и бизнеса, отвечающие и реальной социально-экономической ситуации, и приоритетам украинской экономики.
На вопрос, почему первому вице-премьер-министру не удалось пролоббировать решение вышеизложенных вопросов, Анатолий Кинах отметил, что соответствующие предложения были объявлены, в том числе им лично на заседании Кабинета Министров, где рассматривался проект изменений в Государственный бюджет. По мнению Анатолия Кинаха, некоторые предложения не были учтены из-за недостаточного опыта, в первую очередь, отраслевых блоков правительства. И, безусловно, из-за отсутствия пока еще той очень серьезной взаимосвязи, которая должна быть между функциональным блоком правительства, финансово-экономическим и отраслевыми блоками правительства. Решение необходимо принимать только на основе точных технико-экономических расчетов и прогнозов социально-экономических и общественно-политических последствий.
Первый вице-премьер отметил, что мы будем совершенствовать это взаимодействие с тем, чтобы минимизировать ошибки и не создавать негативных последствий, как для экономики, так и для граждан. И впереди на этот счет очень серьезная работа .
На вопрос, не было ли к нему претензий в правительстве из-за голосования фракции Промышленников и предпринимателей Украины первый вице-премьер ответил негативно: Нет, у нас идет откровенная дискуссия. Тем более я никогда не допущу, чтобы мы повторили тот грязный путь, который, к сожалению, уже у нас есть... Когда решения в парламенте или правительстве принимались под давлением, когда результатом этих решений были не общегосударственные интересы и объективные рыночные законы, а лоббирование узкой личной или корпоративной конъюнктуры. Поэтому я уверен, что только на основе откровенной дискуссии, интеллектуальной атаки, концентрации опыта, который есть, в том числе, у членов правительства, на основе обратной связи с теми, кто формирует национальный продукт и платит налоги, можно формировать современную эффективную государственную социально-экономическую политику. И такой принцип, я думаю, мы будем углублять в деятельности правительства.
Он также сказал, что не слышал критических обвинений относительно бюджета в свой адрес со стороны депутатов фракции ППУ. Анатолий Кинах подчеркнул, что идет работа. И я тоже бы хотел, чтобы эта работа была высокоинтеллектуальной. И, в первую очередь, еще раз подчеркиваю: в ее основе не должно быть эмоционально-политических подходов, эмоциональных высказываний, а должен быть сугубо прагматичный высокопрофессиональный системный подход. И только тогда есть надежда на позитивный результат.

http://www.tribuna.com.ua/news/2005/03/27/25395.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Я - Anti-Orange! -> Украина - не Майдан Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах




Администрация сайта не несет ответственности за публикуемые на форуме сообщения

© 2005-2020 www.Anti-Orange-ua.com.ru