Я - Anti-Orange!
Уважаемые участники форума!
Сайт "Я - Анти-Оранж" переехал по адресу anti-orange.com.
Там же находится новый форум.
Данный форум работает в режиме архива, все функции, кроме чтения отключены.

Григорий Сковорода - "товарищ Огилви"

 
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Я - Anti-Orange! -> Единая Русь
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Альбатрос

Участник


Зарегистрирован: 10.03.2006
Сообщения: 118
Откуда: Ярославская область

Сообщение Григорий Сковорода - "товарищ Огилви"  |    Добавлено: Сб Июн 17, 2006 2:30 pm
Ответить с цитатой

На Украине объектом фальсификаций стала не только история,
но в некоторых случаях и литература.
Одна из самых значительных манипуляций такого рода относится
ещё к советскому периоду. Вот одна из "Харьковских басен"
Григория Сковороды в украинском издании: Харкiв, "Прапор",
1972, с.15

У селi в господаря жили два собаки.
Якось повз ворота проїжджав незнайомий. Один
собака, вискочивши i погавкавши, покiль незнайомий
зник з очей, вернувся до двору.
- Що ти с цього маєш? - спитав другий.
- Та хоч нудьгу розважив, - вiдповiв перший.
- Адже не всi проїжджi, - сказав розумний, - такi,
щоб їх за ворогiв господаря нашого мати, а то б я й
сам служби своєї не занедбав, хоч минулої ночi нога
моя у вовчих зубах побувала. Собакою бути рiч не
лиха, та без причини гавкати на всякого - безглуздя.
Сила.
Розумний чоловiк знає, що гудити, а безглуздий
базiкає без пуття!

А вот как эта басня выглядит в оригинале:
По: Н.Д.Бабич / Iсторiя української лiтературної
мови Львiв: Свiт, 1993. 376 с. (вместо "ять" пришлось
использовать заглавный мягкий знак)

В селЬ у хазяина жили двЬ собаки. Случилось мимо
ворота проЬжжать незнакомому. Одна из них, выскочив
и полаяв, поколь с виду ушел, воротилась на двор.
- Что тебЬ из сего прибыло? - спросила другая.
- По крайней мЬрЬ, не только скучно, - отвЬчала она.
- Вить не всЬ ж, - сказала разумная, - проЬжжiе
таковы, чтоб их почитать за непрiятелей нашего
хозяина, а то бы я и сама должности своей не оставила,
несмотря на то, что прошедшей ночи нога моя волчьими
зубами поврежденна. Собакою быть дЬло не худое, но
без причины лаять на всякого дурно.
Сила.
Разумный человЬк знает, что охуждать, а безумный
болтает без разбору.

- Нужна ли "сила"?
_________________
Под нами платформы Русской гранит,
Над нами - миров не счесть.
И общую память язык хранит,
А значит - надежда есть...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Альбатрос

Участник


Зарегистрирован: 10.03.2006
Сообщения: 118
Откуда: Ярославская область

Сообщение  |    Добавлено: Пн Июн 19, 2006 1:35 am
Ответить с цитатой

Прошу прощения за позорный склероз - совсем забыл,
что уже давно поместил оба текста в теме о языке
первоисточников.
Но к Сковороде, видимо, мысли не случайно возвращаются.
Надо полагать, признание его украинским автором было
частью советской политики "квотирования нацкадров",
которыми населяли и жизнь, и историю, и литературу.
Отсюда замалчивание всех "лишних" подробностей.
БСЭ, например, и словом не обмолвилась, что "чистый
хрусталь" его совести пел по-русски:


Сковорода
Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, - 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750-53 (по др. данным, 1747-1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.
С. был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.

Философское учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх "миров": макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, "символической" реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из "двух натур": видимой ("тварь", сотворённый мир) и невидимой ("бог"). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении "внутреннего", "сердечного", "единого" человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная "форма", законоустрояющая "материю", что даёт возможность говорить о тенденции С. к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С. характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений С., где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии С. придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.

Социальные и педагогические взгляды С. основаны на учении о "сродности", "сродном труде". "Сродность" каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою "сродность", становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую "родовспомогательницу": задача наставника - не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, "сродности".

С. принадлежит сборник стихотворений "Сад божественных песней", в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере С. свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, "многоголосая" форма выражения идей ещё при жизни С. способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен С., их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.
_________________
Под нами платформы Русской гранит,
Над нами - миров не счесть.
И общую память язык хранит,
А значит - надежда есть...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Я - Anti-Orange! -> Единая Русь Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах




Администрация сайта не несет ответственности за публикуемые на форуме сообщения

© 2005-2020 www.Anti-Orange-ua.com.ru