Я - Anti-Orange!
Уважаемые участники форума!
Сайт "Я - Анти-Оранж" переехал по адресу anti-orange.com.
Там же находится новый форум.
Данный форум работает в режиме архива, все функции, кроме чтения отключены.

Как лучше учить детей в школе и дома?

 
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Я - Anti-Orange! -> Русский язык - основа русской цивилизации
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Шатилова

Участник


Зарегистрирован: 22.03.2005
Сообщения: 43
Откуда: Новосибирск

Сообщение Как лучше учить детей в школе и дома?  |    Добавлено: Пт Июн 30, 2006 11:43 pm
Ответить с цитатой

О методологической педагогике

Известен афоризм:
«Можно накормить человека рыбой, а можно научить его самого ловить рыбу».

Методологическая педагогика – это когда «учат ловить рыбу».

Из работы ВП «Диалектика и атеизм…» (стр.275 новосибирского издания 2001г)

Все проблемы с недосягаемостью стереометрии и всей остальной математики для освоения могут быть решены в течение примерно недели-двух, если:
- есть человек, который несёт в себе культуру мышления, позволяющую ему решать эти задачи, даже не зная набора решений стандартных задач;
- школьник не закрепощается в общении с этим человеком, и потому способен в общении с ним замкнуть свои биополя на его биополя и изменять настройку своих биополей, подстраиваясь под его настройку в процессе мышления.

Если они сядут рядом, то школьник окажется в биополе взрослого.
Взрослому достаточно просто сидеть рядом и, наблюдая за действиями школьника, выслушивать его предложения, молча воображать последовательность действий, ведущих к решению задачи: < … >
Если школьник не будет закрепощён, и оба расположены друг к другу просто по человечески, то обратив осознанное внимание к задаче, школьник начнёт безсознательно подстраивать свои биополя к режиму излучения биополя взрослого по мере того, как будет продвигаться решение задачи.
Взрослому не требуется решать задачу и показывать её решение, объясняя его. От него требуется в затягивающихся паузах задавать наводящие вопросы, выводящие интеллект школьника из состояния зацикливания или зависания (в компьютерно-программистском смысле этих слов) и обезпечивающие переход от одного этапа решения задачи к последующим.
Спустя какое-то время школьник замечает (либо на этот факт следует обратить его внимание), что один он не может решать новые задачи, но каждая из них решается по существу им самим за несколько минут без особых трудов, если он сидит рядом со взрослым.


Мой комментарий.
Именно так нас учили в физматшколе.

В одной книге школьный учитель математики пишет, что когда он не просто рассказывает то, что сам давно знает, но в присутствии ребят думает над тем, как решить задачу (например, когда кто-то из ребят приносит в класс задачу) – тогда происходит «нечто», и ребята это ощущают.
И что надо стремиться, чтобы таких «особенных уроков» было больше.

Многие мои преподаватели (и в физматшколе, и в обоих университетах) на лекциях и семинарах не вспоминали, а именно вос-производили знания, т.е. в нашем присутствии думали над тем, как решить задачу или доказать теорему – тем самым передавая нам культуру мышления «из рук в руки».

Два примера из моего личного опыта.
1)
Преподаватель проверяет письменную работу в присутствии ученика (школьника или студента); ученик стоит рядом и тоже смотрит свою работу, мысленно перепроверяя себя. И «вдруг» ученик видит свою ошибку, о чём и говорит учителю.
- Увидел? Хорошо, исправляй, – отвечает учитель.

Мне это знакомо и как студенту (когда, 12 лет назад, я сдавала дифзачёт по вариационному исчислению), и как преподавателю.
Как преподаватель скажу, что «вдруг» случалось всегда тогда, когда я обращала внимание на эту ошибку, но до того, как я брала ручку чтобы сделать какие-то пометки на проверяемой работе.

2) Сначала небольшое отступление.
«Самостоятельные работы» (в отличие от контрольных работ) я провожу так:
На доске задание, одно на всех; ребята могут решать примеры самостоятельно (каждый сам по себе), или, по желанию, могут обсуждать их между собой, объясняя что-то друг другу; могут и ко мне обратиться с вопросом.
Я же прислушиваюсь к их обсуждениям, иногда подхожу к какой-то группе (или к «одиночкам»), смотрю, что они делают, иногда что-то советую.

Такие «самостоятельные работы» я провожу не с целью контроля, а как форму обучения, с целью активизации студентов.

На обычных уроках, доказывая теоремы или разбирая на доске новые приёмы решения задач, я часто спрашиваю студентов, что они теперь (после таких-то преобразований) видят, и как они предлагают действовать дальше, – и в таком диалоге получаю требуемые результаты. (Т.е. учу их так же, как когда-то учили меня.)

Но при такой работе активны прежде всего сильные студенты и часть «середняков»; многие же остаются более или менее заинтересованными зрителями (но даже те, кто по их словам «мало что понял», позже видят, что пребывание в этой атмосфере пошло им на пользу).
А на самостоятельных работах в процесс поиска решений включаются все.

Когда я стала работать зав.уч.частью, иногда мне приходилось (дав студентам задание) ненадолго отлучаться во время урока.
Как-то, написав на доске задание для самостоятельной работы, я ушла минут на 20.
Возвращаюсь, спрашиваю:
- Как успехи?
- Никак. Ничего не получается…
Это была хорошая работящая группа, и я вижу: они не сачковали, но у них действительно не получилось. Говорю:
- Хорошо, давайте вместе.
Беру мел, подхожу к доске, спрашиваю:
- С чего начнём?
Несколько студентов сразу что-то предлагают, я это записываю и спрашиваю:
- А дальше?
Они предлагают, что делать дальше, я записываю.
Минут за 5 мы решили первый пример.
Я обратила внимание студентов на то, что решали они сами, я только записывала.
Отвечают:
- Когда Вы в аудитории, то всё просто, а когда Вас нет – почему-то не получается…

(Понятно, я не просто спрашивала «что дальше?» –
я смотрела на интеграл, думала, что с ним можно сделать, а уж потом спрашивала «что дальше».)


…И когда дочь подходит ко мне с просьбой помочь решить какую-то задачку, я беру ручку и бумагу и спрашиваю: с чего начнём? что дальше? а если подумать? (иногда задаю и другие наводящие вопросы) и пишу решение под её диктовку. Через несколько минут она уходит, удивлённая тем, как всё просто…
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
штурман

Site Admin


Зарегистрирован: 12.09.2005
Сообщения: 2868
Откуда: город-герой Севастополь - город-герой Ленинград

Сообщение Re: Как лучше учить детей в школе и дома?  |    Добавлено: Сб Июл 01, 2006 2:30 pm
Ответить с цитатой

Шатилова писал(а):
В одной книге школьный учитель математики пишет, что когда он не просто рассказывает то, что сам давно знает, но в присутствии ребят думает над тем, как решить задачу (например, когда кто-то из ребят приносит в класс задачу) – тогда происходит «нечто», и ребята это ощущают.
И что надо стремиться, чтобы таких «особенных уроков» было больше.


В моей школе такие "особенные уроки" тазывались ТВОРЧЕСКИМИ. К счастью, нам повезло с учителями, хотя у нас самая обычная средняя школа. Таких творческих уроков было много и по разным предметам. Желание учиться у нас в школе отбито не было. Это желание было отбито после школы, когда многие из выпускников не смогли поступить в ВУЗы на территории уже независимой Украины, так как не могли сдать украинсий язык, который в школе никогда не учили.

По математике приветствовался поиск двух и более решений одной задачи. На уроках истории (ещё в советское время) использовали массу дополнительного материала, занимались работой в школьном Музее Боевой Славы, встречались с ветеранами ВОВ (и не только 9-го мая, а гораздо чаще).
Начальная военная подготовка (НВП) - это вообще выла сплошная импровизация!!! "Штурм" сопки, полоса препятствий, зарницы и сборы. Нагружали нас на НВП по полной программе, зато из армии даже все недовольные уроками НВП писали благодарственные письма своему учителю. Повторюсь (уже писал ранее): тогда готовили К СЛУЖБЕ в Армии, а сейчас готовят "К ОТКОСУ" от Армии.

Шатилова писал(а):
Многие мои преподаватели (и в физматшколе, и в обоих университетах) на лекциях и семинарах не вспоминали, а именно воспроизводили знания, т.е. в нашем присутствии думали над тем, как решить задачу или доказать теорему – тем самым передавая нам культуру мышления «из рук в руки».

Приходилось сталкиваться и с другими методами обучения, правда, не в школе, а Высшем Военно-Морском училище. Один преподаватель высшей математики (на другом факультете нашего училища) считал, что главная его задача научить курсантов пользоваться справочной литературой. Он говорил: "Если через 20 лет вам понадобится решить какой-нибудь пример по математике, и вы будете знать, где искать решение, найдёте правильное решение, значит я со своей задачей справился - вас научил". Средний балл по Высшей математике на том факультете был 4,4 и выше.
На нашем факультете требования к ВМ были более серьёзные, справочниками на контрольных мы не пользовались. Средний балл на наших экзаменах саставлял 3,4 - 3,5.

К подходу первого преподователя отношусь неоднозначно. С одной стороны, всё выучить невозможно. Да и забываются пройденные предметы, если в повседневной жизни с ними не сталкиваться. Тем более курсанты ВВМУ учат по принципу: "Выучил, сдал и забыл". С другой стороны, можно оказаться в ситуации, когда нужно будет принять правильное решение, а справочников под рукой не будет. Это относится не только к Высшей математике, но и к другим областям знаний.


Шатилова писал(а):
Такие «самостоятельные работы» я провожу не с целью контроля, а как форму обучения, с целью активизации студентов.

Хорошие методы.
Сравнительно недавно моя учительница по истории рассказала мне, что большинство детей в классе тяжело заинтересовать изучаемой темой (даже очень интересной), хотя она очень качественно проводит уроки. Большинство детей не хотят "работать" на уроке, принимать участие в обсуждении темы.
Подумали, что можно изменить, добавили интересных материалов, даже самые неактивные дети стали "работать" на уроке.
В школьной программе по изучению истории на территории Украины выделяю две крайности:
1) Переписывание истории, а, следовательно, создание опредёлённых сложностей в преподавании некоторых тем.
2) По некоторым темам есть только название темы и всё. Где брать материалы учителю истории для качественной подготовки к уроку - непонятно. Особенно это касается учителей сельских школ, у многих из которых доступа к дополнительным источникам, в том числе интернету нет.

Что касается гуманитарных наук, важно не загонять учеников в рамки каких-то стандартов. Необходимо стараться, чтобы ученики учились думать самостоятельно, сопоставлять различные точки зрения, объяснять свою точку зрения.

Шатилова писал(а):
…И когда дочь подходит ко мне с просьбой помочь решить какую-то задачку, я беру ручку и бумагу и спрашиваю: с чего начнём? что дальше? а если подумать? (иногда задаю и другие наводящие вопросы) и пишу решение под её диктовку. Через несколько минут она уходит, удивлённая тем, как всё просто…

Знакомая ситуация. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
штурман

Site Admin


Зарегистрирован: 12.09.2005
Сообщения: 2868
Откуда: город-герой Севастополь - город-герой Ленинград

Сообщение  |    Добавлено: Ср Июл 05, 2006 1:09 am
Ответить с цитатой

Точно не стоит учить детей по учебникам, о которых говорится ниже.

Украинских школьников учат, что бабушки бегают со скоростью 8 метров в секунду.

03.07.06 17:30
Киев, Июль 3 (Новый Регион – Киев, Маргарита Ильина) – Украинские книгоиздатели требуют от Министерства образования вынесения открытого и прозрачного решения по конкурсу на издание учебников для 6-го класса. Об этом на пресс-конференции в Киеве заявили члены Украинской Ассоциации книгоиздателей.

По словам Александра Афонина, президента Украинской ассоциации издателей, «ситуация выходит из-под контроля», и ни один участник конкурса – член Ассоциации не имеет данных о том, кто стал победителем.

«Мы исчерпали абсолютно все возможности бессудебного решения проблемы. Наше обращение в суд – единственный выход», – заявил Владимир Пономаренко, директор украинского книжного издательства.

Но суть конфликта, по словам некоторых членов Ассоциации заключается даже не в ежегодном конкурсе, а в том, что в «школы могут попасть учебники, которые вообще не должны туда попадать».

«Те учебники, которые приходят в школу (по заказу Министерства образования Украины) лежат невостребованными, а родителям приходится покупать, те, что необходимы», – пояснил представитель Украинской Ассоциации книгоиздателей.

По словам украинских книгоиздателей, качество школьных учебников в стране настолько низкое, что «становится страшно за тех детей, которые будут учиться по этим учебникам». Так, в одном из учебников по физике решение задачи сводилось к тому, что бабушка должна была догнать автобус, отходящий от остановки, со скоростью 8 метров в секунду. Laughing

© 2006, «Новый Регион – Киев»
http://www.nr2.ru/kiev/73402.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Одессит

Модератор


Зарегистрирован: 05.06.2006
Сообщения: 2619
Откуда: город-герой Одесса

Сообщение  |    Добавлено: Ср Июл 05, 2006 12:54 pm
Ответить с цитатой

штурман, в бытность мою школным учителем физики я раз и навсегда усвоил - учить детей по учебникам, выпушенным после 93 года (я говорю про физику, по другим предметам сроки могут быть другими) категорически нельзя. Дело даже не в конкретном бреде вроде того, который вы приводили.
Дело в том, что современные учебники методологически безграмотны. Насколько детально и продуманно писались гениальные (и это не преувеличение!) учебники советских времен, настолько бездарно и халутрно пишутся учебники и задачники сейчас.
В старых учебниках темы были сформулированы в порядке логического следования, они как бы вытекали одна из другой. Эти книги прошли множество переизданий, правок и коррекций на основании работы по ним ПОКОЛЕНИЙ учителей, не говоря уже об учениках.
Я понимаю цели новой власти - начать обучение на украинском языке. Но наиболее разумным в этом случае был бы прямой перевод старых проверенных учебников. Но нет - гении из министерства видать решили, что могут написать не хуже. Написали.
В нашей школе по новым учебникам не провели ни одного урока, работали со старыми книгами, которым было уже по 15-20 (!) лет. И не потому, что новых не было. Наша школа считалась элитной, материалами нас снабжали. Просто учить по новым книгам было нельзя, невозможно.
А проблема ведь еще и в том, что ныне (по крайней мере в той школе, о которой идет речь) обязательно преподавание на украинском языке. представляете себе: учитель говорит на украинском, а в учебнике написано по-русски! Это же предельно усложняет обучение... Но что делать - работать с новой книгой просто вредно для процесса обучения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
штурман

Site Admin


Зарегистрирован: 12.09.2005
Сообщения: 2868
Откуда: город-герой Севастополь - город-герой Ленинград

Сообщение  |    Добавлено: Ср Июл 05, 2006 5:56 pm
Ответить с цитатой

Одессит писал(а):
Дело в том, что современные учебники методологически безграмотны. Насколько детально и продуманно писались гениальные (и это не преувеличение!) учебники советских времен, настолько бездарно и халутрно пишутся учебники и задачники сейчас.

А если сравнить учебники, издающиеся сегодня на территории Украины с российскими учебниками 19-го - начала 20-го веков Smile , эта безграмотность современных учебников будет ещё более заметна. Я недавно подарил учительнице задачник по математике, изданный в 1880-м году (мимо таких вещей не могу пройти). У учительницы неописуемый восторг от этой книги. В ней всего лишь 130 страниц, а задачи собраны, практически за весь современный школный курс. Да и сами задачи очень интересные. Кстати, школьники с большим интересом решали задачи из этой потрёпанной книги.

А какие учебники в 19-м веке издавались по изучению истории!!! Качественный материал - всё разложено по полочкам, очень много иллюстраций, например, по истории древнего мира.

Одессит писал(а):
Я понимаю цели новой власти - начать обучение на украинском языке. Но наиболее разумным в этом случае был бы прямой перевод старых проверенных учебников. Но нет - гении из министерства видать решили, что могут написать не хуже. Написали.

В старых проверенных учебниках написано не то Very Happy с точки зрения украинских властей, поэтому власти проще придумать и написать учебники с чистого листа.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Одессит

Модератор


Зарегистрирован: 05.06.2006
Сообщения: 2619
Откуда: город-герой Одесса

Сообщение  |    Добавлено: Ср Июл 05, 2006 6:21 pm
Ответить с цитатой

штурман писал(а):
В старых проверенных учебниках написано не то Very Happy с точки зрения украинских властей, поэтому власти проще придумать и написать учебники с чистого листа.


я все понимаю! но при чем тут физика?
Хотя... Написал и подумал. В новых учебниках вместо закона Менделеева-Клайперона закон величается законом Клайперона.. и еще такие же примеры. Про Попова ничего не говорится, названия высших химических элментов другие, по европейскому образцу...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Москаль

Модератор


Зарегистрирован: 09.06.2005
Сообщения: 4278
Откуда: СССР

Сообщение  |    Добавлено: Ср Июл 05, 2006 6:50 pm
Ответить с цитатой

Да... Несколько дней назад дочь закончила школу.
4 первых года - в России, остальные - в Харькове. Слава богу, успешно.
Последние годы "вмешиваться в учебный процесс" приходилось особенно часто. Папе приходилось снабжать материал, изложенный в учебниках, собственными комментариями. Зачастую противоречащими материалу по гуманитарным дисциплинам.
А что оставалось делать, если ребЁнок спрашивает Вас:
а) что такое "план "Барбаросса"?
б) что такое "закон сообщающихся сосудов"?
в) как правильно - "костромцы" или "костромяне"?
г) что такое "реакция замещения"?
д) почему на школьном атласе по географии цвет Украины не совпадает с еЁ границами - вылезает на территорию сопредельных государств?
е) почему Николай Васильевич Гоголь изучается в разделе "Иностранная литература"?
...
список можно продолжать бесконечно. Штурман и Одессит - вы меня поймЁте. Без моего и трЁх бабушек (педагогов-пенсионеров-профессионалов) вмешательства в процесс обучения - что бы за ребЁнка я имел сейчас?
_________________
От чЁрта открестишься, а от москаля и дубиной не отобьЁшься.
(Русская пословица)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Одессит

Модератор


Зарегистрирован: 05.06.2006
Сообщения: 2619
Откуда: город-герой Одесса

Сообщение  |    Добавлено: Ср Июл 05, 2006 7:22 pm
Ответить с цитатой

Москаль, все время работы в школе я искрене радовался тому, что преподаю точный предмент. А вот историка и учителя русского языка и литературы было просто жалко....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Москаль

Модератор


Зарегистрирован: 09.06.2005
Сообщения: 4278
Откуда: СССР

Сообщение  |    Добавлено: Ср Июл 05, 2006 7:39 pm
Ответить с цитатой

Эх, физики...
Поддержали бы коллег. Морально.
_________________
От чЁрта открестишься, а от москаля и дубиной не отобьЁшься.
(Русская пословица)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Survivor

Участник


Зарегистрирован: 25.09.2005
Сообщения: 355


Сообщение  |    Добавлено: Ср Июл 05, 2006 8:06 pm
Ответить с цитатой

Москаль, как я понимаю... Вашу дочь! Laughing Laughing Laughing Собственно, последние 2 года мне только и оставалось, что прикалываться с содержимого (язык не поворачивается назвать это содержанием или, тем более, материалом) наших учебников. Спасибо учителям! Они были ещё старой, советской закалки. Они нас подключили в такую весёлую забаву - поиску маразмов в современных учебниках. Ну и, естесственно, учили не как в хохлоучебниках, а как правильно Smile Особенно в этом преуспевала наша преподавательница всемирной истории. Но никогда не забуду, как меня выгнали с олимпиады по истории за то, что я обратился к какому-то инспектору или ХЗ кто ещё это был только за то, что я посмел к ней обратится на русском языке. Laughing Больше всего мне хочется, чтобы я её встретил где-нибудь в маршрутке - я бы высказал ей всё, что я о ней думаю.

Но, 10 лет пролетели, как 10 дней... Впереди - ВУЗ. (тьфу-тьфу-тьфу-стук-стук-стук, чтоб не сглазить Wink ). Чувствую маразмов я насобираю ещё много Smile Буду, как Задорнов, со сцены рассказывать. Laughing
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Москаль

Модератор


Зарегистрирован: 09.06.2005
Сообщения: 4278
Откуда: СССР

Сообщение  |    Добавлено: Ср Июл 05, 2006 8:10 pm
Ответить с цитатой

Ну что Вам сказать? - Удачи, держитесь, будьте самим собой. Wink
_________________
От чЁрта открестишься, а от москаля и дубиной не отобьЁшься.
(Русская пословица)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Survivor

Участник


Зарегистрирован: 25.09.2005
Сообщения: 355


Сообщение  |    Добавлено: Ср Июл 05, 2006 8:16 pm
Ответить с цитатой

Москаль писал(а):
Ну что Вам сказать? - Удачи, держитесь, будьте самим собой. Wink

Спасибо Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Одессит

Модератор


Зарегистрирован: 05.06.2006
Сообщения: 2619
Откуда: город-герой Одесса

Сообщение  |    Добавлено: Чт Июл 06, 2006 11:42 am
Ответить с цитатой

Survivior, особенно рекомендую с этой целью посещать предмет "культуроведение", или может у Вас оно будет зваться иначе. Ну, и историю, как ясно...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
штурман

Site Admin


Зарегистрирован: 12.09.2005
Сообщения: 2868
Откуда: город-герой Севастополь - город-герой Ленинград

Сообщение  |    Добавлено: Чт Июл 06, 2006 5:27 pm
Ответить с цитатой

Одессит писал(а):
штурман писал(а):
В старых проверенных учебниках написано не то Very Happy с точки зрения украинских властей, поэтому власти проще придумать и написать учебники с чистого листа.


я все понимаю! но при чем тут физика?
Хотя... Написал и подумал. В новых учебниках вместо закона Менделеева-Клайперона закон величается законом Клайперона.. и еще такие же примеры. Про Попова ничего не говорится, названия высших химических элментов другие, по европейскому образцу...


Одессит, ответ на этот Ваш вопрос (хотя Вы его сами знаете) я нашёл в учебнике по истории от этого же украинского Министерства образования: Турченко Ф. Г., Панченко П. П., Тимченко С. М. Новейшая история Украины. Часть вторая. (1939 – 2001): Учебн. для 11-го кл. сред. общеобразов. учебн. завед. – К.: Генеза, 2001. – 416 с.: илл., карты.

«Бесспорным считалось первенство русских изобретателей, «давших миру» паровоз, трансформатор, электрическую лампочку, радио и другие изобретения. Люди не без юмора относились к такой, мягко говоря, преувеличенной оценке вклада учёных-соотечественников в мировую науку. «Россия – родина слонов!» – эта фраза оставшегося неизвестным остряка стала крылатой и проиллюстрировала настоящее отношение народа к официальной пропаганде, выдаваемой за историю науки» [с.112].

Ну очень хотят вычеркнуть всё русское и российское, жить спокойно не могут, пока это не сделают.
А ещё в украинских учебниках написано, что украинскому флоту 500 лет Laughing. На 200 лет больше, чем российскому.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Я - Anti-Orange! -> Русский язык - основа русской цивилизации Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах




Администрация сайта не несет ответственности за публикуемые на форуме сообщения

© 2005-2020 www.Anti-Orange-ua.com.ru